АВС анализ

 

Начнем с того, как делается стандартный АВС анализ.

Чаще всего АВС анализ проводят по прибыли, приносимой тем или иным товаром.

Для этого необходимо сформировать отчет по прибыли по всей необходимой номенклатуре, вывести общую сумму прибыли, и поделив прибыль по каждой товарной позиции на сумму прибыли по всем позициям получить процент прибыли данной товарной позиции в общей прибыли. Далее сортируем по убыванию полученные проценты. Идем сверху, с первой позиции. Той группе товаров, которая в сумме по своим процентам набирает 50% присваивается группа А, группе товаров, которая набрала следующие 30% привсаивается группа В и оставшимся товарам група С.

Существуют различные вариации. Например, добавляются ещё группы, такие как D или даже E.
К группе D можно отнести товар поставляемый исключительно под заказ клиента, к группе E неликвидный товар.


Как правило, по количеству номенклатурных позиций группа А будет самой маленькой, примерно 5-10% позиций от общего количества номенклатурных позиций, группа В — процентов 20-30, и оставшаяся большая часть скорее всего попадет в группу С.


В каких случаях необходимо проведение АВС анализа?

  1. для оптимизации ассортимента. Например, мы хотим выделить список позиций, который будем постоянно поддерживать на складе, остальные планируем поставлять только в случае заказа от клиента.
  2. для расчета страхового запаса. На позиции из группы С страховой запас скорее всего мы запланируем меньший, чем на группу А.

С другой стороны при формировании АВС анализа, основанного только на прибыли, и использовании его как основы, мы рискуем потерять одну важную вещь: товар может быть копеечным, прибыли приносить крайне мало, но без него не продать другой товар, который в свою очередь приносит и прибыль, и стоит не мало. Приведем пару примеров. Возьмем обычный подвесной кассетный потолок. Он состоит из направляющих и плит, которые вставляют в эти самые направляющие.Товар занимает далеко не последние место в ассортименте. Но если при продаже данного потолка не будет маленьких подвесов, которыми направляющие крепятся к потолку, то данный потолок не установить. Сами подвесы стоят всего несколько рублей, прибыли по ним практически нет, но без них совсем никуда. Или приведем пример нередко встречающейся ситуации, когда на товар, продающийся большими объемами делается совсем небольшая наценка и прибыли, соответственно немного, явно не ТОР АВС анализа, но этот товар тянет за собой продажи другого товар, в котором и наценка уже ого-го и с прибылью по нему все в порядке. Например, керамическая плитка. Основной фон чаще всего продается с небольшой наценкой, а вот на декоративные элементы наценка гораздо выше. По АВС анализу декоративные элементы могут оказаться в более высоком рейтинге, чем фоновая плитка, но они будут никому не нужны, если не будет фоновой плитки.


Поэтому ещё одним важным объектом для АВС анализа является количество покупок данного товара, т.е. Сколько раз данный товар попал в товарные накладные, насколько он востребован клиентами. Данный анализ можно провести с помощью информационной системы. Если технических возможностй для этого нет, то некоторым позициям, которые очень востребованы, но стоят совсем недорого, нужно экспертно присваивать более высокую группу.





Поделитесь ссылкой с друзьями

Ссылка на статью:




Ссылка для сайтов и блогов:




Ссылка для форумов: