Модели расчета заказов: какие бывают и как их лучше применять
У каждого закупщика существует своя модель расчета заказов. Даже если он никогда не задумывался над этим вопросом — она все равно существует. Постараюсь описать наиболее часто используемые модели, как их применять, преимущества и недостатки тех или иных. . 1) Модель «Интуиция или экспертное мнение закупщика»
Для некоторых компаний моделью расчета заказа скорее всего является эта . Т.е. зачастую закупщику достаточно посмотреть на остатки товара на складе — и сразу примерно становится понятно пора заказывать или нет. Если пора — то закупщик посидев немного и покрутив статистику продаж и остатки может с уверенностью сказать сколько каких позиций необходимо заказать. При этом он может не использовать каких-либо формул, он просто «чувствует» товар.
2) Модель «С постоянным периодом между заказами» Данная модель является наиболее распространенной в использовании, изученной и часто рекомендуемой. Суть данной модели заключается в следующем: заказы поставщику на пополнение товарного запаса на складе делаются через один и тот же промежуток времени. Данная модель является наиболее распространенной в использовании, изученной и часто рекомендуемой. Суть данной модели заключается в следующем: заказы поставщику на пополнение товарного запаса на складе делаются через один и тот же промежуток времени. Данная модель очень хорошо работает в двух случаях:
При данной модели расчетов очень удобно использовать график заказов. Особенно если менеджер по закупкам ведет сразу много поставщиков,то по графику можно распределить расчеты заказов разным поставщикам, чтобы в неделю выходило примерно одинаковое количество заказов. И все-таки у модели есть некоторый минус. Если товарный запас на складе резко меняется (например, случилась отгрузка по какому-нибудь проекту, обнаружилась большая недостача товара и т.д.), а заказ мы посчитали только вчера, то этот скачок мы увидим только при следующем расчете и некоторое время будет потеряно. Поэтому при использовании данной модели рекомендуется остатки проверять и между расчетами заказов тоже. 3) Модель «С постоянным объемом заказа» Эта модель чаще всего используется, когда от поставщика мы можем отгрузить какую-то минимальную партию товара (скорее всего какую-то транспортную единицу). Здесь целесообразно выделить какие-то ключевые позиции, закупаемые у данного поставщика, которые дают основной объем в отгрузке. Далее расчет заказа мы начинаем с этих ключевых позиций. Если этими позициями мы набираем большую часть необходимо объема, то запускаем полноценный расчет по всей матрице товаров и формируем заказ. Если объем не набирается, но при этом дефицит по данным позициям ещё не прогнозируется, то переносим расчет заказ на более поздний период. При данной модели часто приходится «добивать» заказ до нужного объема. Обычно заказ «добивают» ключевыми позициями. Но здесь очень важно не перестараться, т.к. если ключевых позиций будет хватать для обеспечения гораздо большего периода продаж чем остальных, то в какой-то момент могут закончиться неосновные позиции, а привезти их будет не с чем, объемообразующий товар будет ещё не нужен. 4) Модель «С использованием Точки заказа» Для начала постараемся определить, что такое «Точка заказа». «Точка заказа» или «Точка ROP» - это некая величина товарного запаса на складе (количество в шт), при достижении которой необходимо сделать заказ поставщику. Если заказ в данной точке не будет сделан, то скорее всего придется залезать в страховой товарный запас (если он не будет использован до этого). Таким образом, когда запас по ключевым позициям приближается к «Точке заказа», необходимо рассчитать заказ. При данной модели саму величину «Точка заказа» необходимо держать в актуальном состоянии, т.е. Постоянно пересматривать и перерассчитывать, в противном случае есть риск пропустить изменение скорости продаж.
При использовании данного текста или любой его части, ссылка
|