Модели расчета заказов: какие бывают и как их лучше применять

 

У каждого закупщика существует своя модель расчета заказов. Даже если он никогда не задумывался над этим вопросом — она все равно существует.

Постараюсь описать наиболее часто используемые модели, как их применять, преимущества и недостатки тех или иных.

.


1) Модель «Интуиция или экспертное мнение закупщика»

Для некоторых компаний моделью расчета заказа скорее всего является эта . Т.е. зачастую закупщику достаточно посмотреть на остатки товара на складе — и сразу примерно становится понятно пора заказывать или нет. Если пора — то закупщик посидев немного и покрутив статистику продаж и остатки может с уверенностью сказать сколько каких позиций необходимо заказать. При этом он может не использовать каких-либо формул, он просто «чувствует» товар.

Такое умение приходит только с опытом работы в конкретной компании с определенным товаром через какое-то время. Если спросить почему столько нужно заказать, конкретного ответа, скорее всего, не будет, но так же, скорее всего заказ, будет сделан правильно. Данная модель очень хорошо работает в небольших компаниях, где закупщик отвечает за свой какой-то конкретный товар. Преимущества такой модели на лицо: закупщик очень хорошо разбирается в товаре, всегда знает какой текущий остаток на складе и какие продажи у данного товара, не тратится время на расчеты заказа.


Но тут есть свои подводные камни. Они всплывают, когда появляется новый ассортимент, меняется закупщик или, например, резко изменилась скорость продаж. Т.е. в случае каких-то больших изменений в привычном процессе вероятность ошибки в расчетах сильно возрастает. И ошибки, скорее всего будут сделаны не один раз, пока новый ассортимент не перестанет быть новым, вновь прибывший закупщик не начнет «чувствовать» товар - т.е. пока все снова не станет на свои места, а для этого требуется некоторое немаленькое время.

2) Модель «С постоянным периодом между заказами»

Данная модель является наиболее распространенной в использовании, изученной и часто рекомендуемой.

Суть данной модели заключается в следующем: заказы поставщику на пополнение товарного запаса на складе делаются через один и тот же промежуток времени.

Данная модель является наиболее распространенной в использовании, изученной и часто рекомендуемой.

Суть данной модели заключается в следующем: заказы поставщику на пополнение товарного запаса на складе делаются через один и тот же промежуток времени.

Данная модель очень хорошо работает в двух случаях:

  1. продажи идут равномерно. В данном случае можно примерно рассчитать за какое время продается одна траспортная единица. Например, контейнер товара уходит за неделю, соответственно каждую неделю мы заказываем ровно этот контейнер. Остается только выбрать день недели, когда будет делаться заказ.
  2. Объем продаж довольно-таки большой, приходы на склад случаются чаще, чем мы делаем заказы, т.е. в одном заказе мы размещаем сразу несколько партий товара. В этом случае мы так же можем считать заказы через равные промежутки времени, а товарный запас на складе в случае изменения скорости продаж регулировать за счет распределения товара по отгрузкам, что-то вывозить в первую очередь, что-то во вторую.

При данной модели расчетов очень удобно использовать график заказов. Особенно если менеджер по закупкам ведет сразу много поставщиков,то по графику можно распределить расчеты заказов разным поставщикам, чтобы в неделю выходило примерно одинаковое количество заказов.

И все-таки у модели есть некоторый минус. Если товарный запас на складе резко меняется (например, случилась отгрузка по какому-нибудь проекту, обнаружилась большая недостача товара и т.д.), а заказ мы посчитали только вчера, то этот скачок мы увидим только при следующем расчете и некоторое время будет потеряно. Поэтому при использовании данной модели рекомендуется остатки проверять и между расчетами заказов тоже.

3) Модель «С постоянным объемом заказа»

Эта модель чаще всего используется, когда от поставщика мы можем отгрузить какую-то минимальную партию товара (скорее всего какую-то транспортную единицу).

Здесь целесообразно выделить какие-то ключевые позиции, закупаемые у данного поставщика, которые дают основной объем в отгрузке. Далее расчет заказа мы начинаем с этих ключевых позиций. Если этими позициями мы набираем большую часть необходимо объема, то запускаем полноценный расчет по всей матрице товаров и формируем заказ. Если объем не набирается, но при этом дефицит по данным позициям ещё не прогнозируется, то переносим расчет заказ на более поздний период.

При данной модели часто приходится «добивать» заказ до нужного объема. Обычно заказ «добивают» ключевыми позициями. Но здесь очень важно не перестараться, т.к. если ключевых позиций будет хватать для обеспечения гораздо большего периода продаж чем остальных, то в какой-то момент могут закончиться неосновные позиции, а привезти их будет не с чем, объемообразующий товар будет ещё не нужен.

4) Модель «С использованием Точки заказа»

Для начала постараемся определить, что такое «Точка заказа». «Точка заказа» или «Точка ROP» - это некая величина товарного запаса на складе (количество в шт), при достижении которой необходимо сделать заказ поставщику. Если заказ в данной точке не будет сделан, то скорее всего придется залезать в страховой товарный запас (если он не будет использован до этого).

Таким образом, когда запас по ключевым позициям приближается к «Точке заказа», необходимо рассчитать заказ.

При данной модели саму величину «Точка заказа» необходимо держать в актуальном состоянии, т.е. Постоянно пересматривать и перерассчитывать, в противном случае есть риск пропустить изменение скорости продаж.

 

 

При использовании данного текста или любой его части, ссылка
<a href=”www.zakupilka.ru” target=_blank>!</a>
ОБЯЗАТЕЛЬНА!





Поделитесь ссылкой с друзьями

Ссылка на статью:




Ссылка для сайтов и блогов:




Ссылка для форумов: