Коэффициент сезонности

 

 

Коэффициент сезонности — это величина, на которую увеличиваются / уменьшаются продажи по сравнению со средними в определенный период времени.

 

Коэффициент сезонности применим для различных периодов. Это может быть неделя, тогда коэффиент присваивается для каждого дня недели. Например, в продуктовом магазине спрос возрастает к выходным, значит для субботы и воскресения коэффициент сезонности будет выше. Для прогнозирования спроса с применением коэффициента сезонности по дням недели необходимо чтобы поставки осуществлялись несколько раз в неделю.

Для большинства товаров применяют коэффициенты сезонности для каждого месяца. В данном случае для расчета коэффициентов используют помесячную статистику продаж, а полученные коэффициенты используют для прогнозирования спроса на несколько месяцев вперед.

Как раcсчитать коэффициент сезонности?

Рассмотрим самый распроспраненный пример, когда необходимо получить коэффициент сезонности для каждого месяца.

В большинстве случаев коэффициент сезонности не рассчитывается по каждой позиции, расчеты идут по товарной группе.

Прежде всего нужно взять статистику продаж за несколько последних лет (в идеале 3-4 года) для каждой товарной группы свою.

Например, это может выглядеть так:

 

2008 Январь 2008 г. Февраль 2008 г. Март 2008 г. Апрель 2008 г. Май 2008 г. Июнь 2008 г. Июль 2008 г. Август 2008 г. Сентябрь 2008 г. Октябрь 2008 г. Ноябрь 2008 г. Декабрь 2008 г. Среднее
ИТОГО: 273 677 437 583 549 727 527 739 488 173 538 923 700 274 665 233 551 740 720 479 662 400 537 582 554,4
                           
2009 Январь 2009 г. Февраль 2009 г. Март 2009 г. Апрель 2009 г. Май 2009 г. Июнь 2009 г. Июль 2009 г. Август 2009 г. Сентябрь 2009 г. Октябрь 2009 г. Ноябрь 2009 г. Декабрь 2009 г. Среднее
ИТОГО: 249 133 583 165 505 693 551 525 304 707 484 351 561 395 558 370 472 408 595 153 528 564 457 683 487,6
                           
2010 Январь 2010 г. Февраль 2010 г. Март 2010 г. Апрель 2010 г. Май 2010 г. Июнь 2010 г. Июль 2010 г. Август 2010 г. Сентябрь 2010 г. Октябрь 2010 г. Ноябрь 2010 г. Декабрь 2010 г. Среднее
ИТОГО: 231 687 492 770 634 338 562 424 591 494 758 914 593 648 657 977 610 373 587 662 614 598 873 964 600,8
 











 
2011 Январь 2011 г. Февраль 2011 г. Март 2011 г. Апрель 2011 г. Май 2011 г. Июнь 2011 г. Июль 2011 г. Август 2011 г. Сентябрь 2011 г. Октябрь 2011 г. Ноябрь 2011 г. Декабрь 2011 г. Среднее
ИТОГО: 394 986 673 656 698 613 828 210 705 362 814 783 594 094 731 675 609 778 695 536 756 745 1 036 557 711,6

 

После чего делим продажи каждого месяца на средние продажи соответствующего года и получаем коэффициент для каждого месяца:

 

2008 Январь 2008 г. Февраль 2008 г. Март 2008 г. Апрель 2008 г. Май 2008 г. Июнь 2008 г. Июль 2008 г. Август 2008 г. Сентябрь 2008 г. Октябрь 2008 г. Ноябрь 2008 г. Декабрь 2008 г.
Коэфф 0.49 0.79 0.99 0.95 0.88 0.97 1.26 1.2 1 1.3 1.19 0.97
                         
2009 Январь 2009 г. Февраль 2009 г. Март 2009 г. Апрель 2009 г. Май 2009 г. Июнь 2009 г. Июль 2009 г. Август 2009 г. Сентябрь 2009 г. Октябрь 2009 г. Ноябрь 2009 г. Декабрь 2009 г.
Коэфф 0.51 1.2 1.04 1.13 0.62 0.99 1.15 1.14 0.97 1.22 1.08 0.94
                         
2010 Январь 2010 г. Февраль 2010 г. Март 2010 г. Апрель 2010 г. Май 2010 г. Июнь 2010 г. Июль 2010 г. Август 2010 г. Сентябрь 2010 г. Октябрь 2010 г. Ноябрь 2010 г. Декабрь 2010 г.
Коэфф 0.39 0.82 1.06 0.94 0.98 1.26 0.99 1.1 1.02 0.98 1.02 1.45
                         
2011 Январь 2011 г. Февраль 2011 г. Март 2011 г. Апрель 2011 г. Май 2011 г. Июнь 2011 г. Июль 2011 г. Август 2011 г. Сентябрь 2011 г. Октябрь 2011 г. Ноябрь 2011 г. Декабрь 2011 г.
Коэфф 0.56 0.95 0.98 1.16 0.99 1.14 0.83 1.03 0.86 0.98 1.06 1.46

 

 

Затем выводим среднеарифметические коэффициенты для каждого месяца за 4 года:

 

ИТОГО:                        

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

0.49 0.94 1.02 1.05 0.87 1.09 1.06 1.12 0.96 1.12 1.09 1.2

 

 

 

Добавляем экспертное мнение (возможно когда-то был большой период дефицита товара, где- то сделана супер большая проектная поставка, где-то появился новый продукт и продажи резко возросли, в конце 2008 на продажи мог повлиять кризис - одним словом, экспертное мнение):

 

Коэффициент 0.5 0.85 1 1.05 0.95 1.15 1.05 1.05 0.95 1 1.1 1.35 12

ВАЖНО!   При дальнейшей экспертной оценке обязательно нужно следить, чтобы сумма коэффициентов за год не превысила число 12. В противном случае можно недопланировать или наоборот, перепланировать.





Поделитесь ссылкой с друзьями

Ссылка на статью:




Ссылка для сайтов и блогов:




Ссылка для форумов: